ПодводПоиск
приборные обследования акватории

+7 (921) 592-6151

info@podvodpoisk.ru

написать нам
Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x
20190405 105738Предистория этого проекта такова - ночью 5 августа 2017 года на озере Ковдозеро, что находится в Кандалакшском районе Мурманской области, затонула лодка направлявшаяся из ПГТ Зеленоборский в деревню Лопская Запань.
 
Ближайший к месту затопления крупный населённый пункт, посёлок Зеленоборский, находится приблизительно в 30 км от места затопления. Как выяснилось впоследствии, лодка утонула из-за сочетания ряда неблагоприятных факторов - вызванной ветром волны и перегруза лодки строительными материалами (доска, листы OSB и т.п.). В лодке находилось три человека, которые, воспользовавшись спасательными жилетами и подручными средствами, в течение неизвестного времени дрейфовали и в итоге смогли выплыть на небольшой остров приблизительно в 1 км от места крушения. Бдительные родственники, не получив подтверждения о прибытии лодки на место, утром следующего дня самостоятельно начали поисковую операцию и потерпевшие кораблекрушение были вскоре найдены. Таким образом, к большому счастью, в результате аварии никто не пострадал.
 
Тем не менее, помимо утонувшей лодки с новым мотором, было утоплено большое количество электро- и бензоинструмента, и, принимая во внимание совокупную стоимость утонувших предметов, лодки и мотора, целесообразность операции по поиску и подъёму лодки не вызывала сомнений.
A2
Первые работы по поиску были выполнены 21 сентября 2017 года, тогда при помощи гидролокатора был обследован участок акватории на площади около 2 квадратных километров. К сожалению, место, где впоследствии была обнаружена утонувшая лодка обследовано не было, т.к. место затопления было известно очень приблизительно.
 
Стоит отметить факторы, которые затрудняли поиск. Прежде всего, место затопления было известно крайне неточно - лодка могла затонуть на участке протяжённостью около 2.5 км, а ширина участка составляла не менее 500 м и даже эти цифры были приблизительными, т.к. на данном участке водоёма отсутствуют ориентиры, кораблекрушение произошло ночью, было волнение и дул сильный ветер, а очевидцы находились в состоянии сильного стресса.
 
Также сложности добавляла погода - даже при небольшом ветре на открытом участке озера поднималась заметная волна, которая мешала использовать гидролокатор в варианте с датчиком закреплённым на лодке и искажала получаемую с него эхограмму. Учитывая большие (10-25 м) глубины и, как следствие, небольшие размеры искомого объекта на экране, задача становилась ещё сложнее, кроме того дно в этом месте испещрено камнями и скалами, которые по размеру, а зачастую и по форме схожи с лодкой, что усложняло выделение объектов требующих дополнительного обследования.
 
Таким образом, по результатам обследования сентября 2017 года лодка найдена не была и 21-24 июня 2018 года была предпринята вторая попытка обследования дна гидролокатором с целью поиска затонувшей лодки. На этот раз, принимая во внимание вероятность волнения, был использован гидролокатор с буксируемым заглублённым датчиком с улучшенными характеристиками, а зона поисков была увеличена.
Было обследовано дно озера на площади около 3 квадратных километров, собранные эхограммы в дальнейшем были обработаны на компьютере и в результате были определены 15 точек для дальнейшего обследования телеуправляемым подводным аппаратом (дроном).
20190405 115131
 
В силу различных причин организационного характера обследование подводным дроном удалось произвести только 4-7 апреля 2019 года. Обследование выполнялось со льда, который достигал толщины 80 см, планировалось осмотреть все точки, которые по данным гидролокационного обследования были признаны перспективными. Осмотр был начат с точки, которая выглядела самой многообещающей и первое же погружение подводного дрона оказалось результативным - утонувшая лодка была обнаружена подводным телеуправляемым аппаратом на глубине 13 м и на расстоянии около 1 км от острова на который выбрались потерпевшие крушение. Видео осмотра затонувшей лодки доступно ниже.

 
Подъём лодки было решено выполнить немедленно с использованием подручных средств и транспорта (снегоходы). Больше всего времени ушло на подготовку майны (проруби), причиной тому был лёд толщиной около 80 см, который приходилось резать в несколько приёмов - сначала бензопилой, а затем сверлить мотобуром по периметру с последующей ручной резкой перемычек. Суммарно на подготовку майны в её окончательном виде ушло около 5 часов.
20190406 140457
 
Для подъёма была установлена тренога с закреплённым на вершине блоком, лодка зацеплена кошками за люк и леера и при помощи человеческих усилий, рычага и снегоходов поднята на максимально возможную высоту. На завершающем этапе к вершине треноги были прицеплены три снегохода, которые совместным одновременным рывком выдернули лодку на лёд.
20190406 163947
 
При осмотре лодки и её содержимого оказалось, что весь электро- и бензоинструмент находится на месте, в цилиндрах двигателя вода отсутствовала. В дальнейшем после промывки, чистки и сушки весь электроинструмент (шуруповёрты, электрорубанок, циркулярная пила), бензопила и даже мобильный телефон оставшийся на борту, заработали.
Лодочный мотор был высушен, промыт и очищен, было заменено масло, продута топливная система и в конце концов заработал и он.
 
После завершения судоподъёмных работ с лодки была слита остававшаяся в ней вода, а затем она была отбуксирована снегоходом в посёлок Зеленоборский. Этот процесс был частично заснят на видео.

 

Фотографии по теме можно найти в разделе Фотоальбомы